ОПУХОЛИ НАДПОЧЕЧНИКОВ

Эти опухоли делят на две основные, принципиально различные группы:опухоли, исходящие из коры надпочечника, и опухоли, исходящие из мозгового вещества надпочечника. Опухоли первой группы встречаются значительно реже.

К опухолям коры надпочечников относятся аденома, кортико-стерома, андростерома, кортикоэстрома, альдостерома и смешанные формы.

Симптоматика и клиническое течение.
Клинические проявления этих опухолей определяются повышением продукции гормонов коры надпочечника (глюкокортикоидов, минералокортикоидов или андрогенов). При кортикостероме увеличивается выработка всех кортикостероидов и развивается синдром Иценко — Кушинга (ожирение, артериальная гипертензия, раннее половое созревание у детей и раннее угасание функций половых желез у взрослых). Для андростеромы, выделяющей в избытке андрогены, характерен андреногенитальный синдром: раннее половое.созревание у мальчиков, ложный гермафродитизм у девочек, вирилизация у женщин. При кортикоэстроме, продуцирующей эстрогены, развивается эстрогеногенитальный синдром: феминизация и половая слабость у мужчин. Альдостерома вследствие повышенного выделения альдостерона ведет к развитию первичного альдостеронизма (приступы мышечной слабости, судороги, артериальная гипертензия). При смешанных опухолях коры надпочечника наблюдается сочетание перечисленных выше признаков.

В мозговом веществе надпочечника развиваются опухоли, исходящие из нервной или хромаффинной ткани, — ганглионеврома или феохромоцитома(встречается значительно чаще). Морфологически феохромоцитома является доброкачественной опухолью, но иногда дает метастазы и примерно в 10% случаев подвергается озлокачествлению.

Клиническая картина при феохромоцитоме определяется периодическим выделением ею в кровяное русло катехоламинов (адреналина и норадреналина). Эти вещества приводят к приступам пароксизмальной артериальной гипертензии с тахикардией, сильной головной болью. Иногда во время приступа наблюдаются боли в области сердца, одышка, рвота, обильное потоотделение. Приступ может быть спровоцирован каким-либо внешним воздействием, как физическим (например, пальпацией опухоли), так и эмоциональным. Иногда заболевание принимает не пароксизмальное, а постоянное течение.

Диагноз.
Диагностика опухолей надпочечника основывается прежде всего на описанных выше характерных клинических признаках. Подтверждают диагноз данными лабораторных и рентгенологических исследований.

При опухолях коры надпочечников повышено выделение с мочой продуцируемых ею гормонов: при кортикостероме- 17-кетостероидов и 17-оксикетостероидов, при андростероме- 17-кетостероидов, при кортикоэстроме- эстрогенов. При феохромоцитоме определяют повышенное содержание катехоламинов в моче, причем не только во время приступов, но и в промежутках между ними. Во время приступов пароксизмальной артериальной гипертензии выявляют гипергликемию и гликозурию. Ставят окончательный диагноз опухоли надпочечника и, главное, определяют сторону поражения с помощью рентгенологического исследования.

опухоль надпочечников фото опухоль надпочечников фото
Смещение левой почки опухолью левого надпочечника (артериальная фаза ангиограммы) Смещение левой почки опухолью левого надпочечника (паренхиматозная фаза ангиограммы)

Неизмененные надпочечники видны на рентгеновских в виде треугольных теней над верхними полюсами почек.

Как при доброкачественных, так и при злокачественных опухолях надпочечника лечение всегда оперативное. Наилучший оперативный доступ к надпочечнику (как и при опухолях почки) — люмботомия по Нагаматцу. При необходимости люмботомию сочетают с лапаротомией. Важной особенностью операций по удалению опухоли надпочечника является необходимость в специальной подготовке и в профилактике надпочечниковой недостаточности в послеоперационном периоде. При гормонально-активной опухоли коры одного из надпочечников, как правило, наблюдается атрофия коры другого, в связи с чем удаление опухоли без заместительной гормональной терапии приводит к острой надпочечниковой недостаточности. Равным образом необходимо применение катехоламинов после удаления феохромоцитомы.

В предоперационном периоде больным с феохро-моцитомой в течение 3 дней до вмешательства вводят адрено-блокирующие препараты, фентоламин (реджитин) по 1 мл 0,5— 1% раствора 1–2 раза в день внутримышечно или внутривенно. Подготовка кортикостероидными гормонами не должна быть дли­тельной — накануне вечером и утром в день операции вводят по 75 мг гидрокортизона внутримышечно.

В послеоперационном периоде у больных, у которых удалили кортикостерому, проводят терапию кортикостероидными гормонами; в течение недели вводят внутримышечно гидрокортизон, постепенно уменьшая дозировку с 75 мг 6 раз в сутки до 50 мг 1–2 раза в сутки, а с 8-го дня после операции — преднизолон со снижением дозы от 15 до 5 мг/сут к 14-му дню после операции.

После удаления феохромоцитомы наибольшую опасность представляет острый коллапс, для предотвращения которого необходимы гемотрансфузия и внутривенное капельное введение ангиотензинамида (гипертензина) из расчета 3–10 мкг в минуту или норадреналина гидротартрата (4–8 мг на 500 мл 5% раствора глюкозы со скоростью 20–60 капель в минуту).

При опухоли надпочечника прогноз зависит от степени ее злокачественности и своевременности оперативного удаления. В последние годы благодаря успехам анестезиологии, совершенствованию оперативной,техники, применению гормональных препаратов результаты оперативного лечения опухолей надпочечника значительно улучшились.